Сайт anticompromat.org не обновляется со дня смерти его создателя Владимира Прибыловского - 11.01.2016г.

 
     

 Антикомпромат 

Sic et Non Sic (Абеляр)

На главную страницу ] 

Публичная интернет-библиотека Владимира Прибыловского 

На главную

СКИНЫ (БРИТОГОЛОВЫЕ)

Справочные материалы
Глава из книги В.Лихачева
FAQ (с прим. SH88)
Формат-18
Тесак (Марцинкевич)
Бус (Токмаков)
Тихонов Никита

Тексты скинов
Азбука славянских бритоголовых
(копия текста)
"УБивать - природный закон"
(Манифест Урагана)

(сохраненная копия)
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

 


Вячеслав ЛИХАЧЕВ

Тяжелые ботинки для уличных боев
[Скины]

(Глава из книги "Нацизм в России". М., Центр "Панорама", 2002. Сс.108-136 )

Бритоголовые идут...

Агрессивные бритоголовые подростки в тяжелых ботинках, пьющие пиво и подкарауливающие припозднившихся прохожих неславянской внешности, уже стали привычной частью городского пейзажа. Их тысячи в одной только Москве. Иногда они объединяются для какой-нибудь крупной акции, такой, как вызвавший шок у всей страны погром в Царицыно в конце октября 2001 года. Это бритоголовые расисты – скинхеды.

Скинхеды не являются политическим движением в строгом смысле этого слова. Это молодежное течение, в субкультуре которого важное место занимают нацистская символика и расистская идеология, а к стилистическим особенностям относится агрессивная модель поведения. Как и всякое молодежное течение, скинхеды – это не организация, а сеть группок, объединенных мировоззрением, атрибутикой и образом жизни.

Скинхеды, или скины, как они сами себя сокращенно называют – течение в молодежной культуре, появившееся в бедных рабочих кварталах Великобритании в конце 1960-х годов. Первоначально это было агрессивное движение скорее социального протеста против как официальной культуры, так и против молодежной субкультуры детей “среднего класса” – хиппи и битников. Первые скинхеды носили короткие стрижки (“лысыми” они были только по сравнению с длинноволосыми хиппи), тяжелые ботинки строительных рабочих и “донки” – грубые куртки или полупальто докеров. Скины били “предателей рабочего класса” и “паков” – весьма многочисленных в Англии выходцев из Пакистана, занимающихся преимущественно торговлей и мелким бизнесом. При этом к чернокожим и мулатам скинхеды относились с симпатией, слушали ямайскую музыку реггей и ска.

Следующее поколение бритоголовых, оформившееся в конце 1970-х – начале 1980-х, немного изменило внешний облик и мировоззрение. Они обрили голову и одели черные джинсы и короткие куртки без воротника. Объекты своей ненависти скинхеды стали выбирать по национальному, а не социальному признаку. Важную роль в появлении скинхедов в современном виде сыграла культовая в их среде музыкальная группа “Skrewdriver” (“Отвертка” – инструмент, который бритоголовые использовали в уличных драках в качестве оружия) и лично ее лидер Ян Стьюарт. Именно он, начав с игры в стиле панк и реггей, сформировал собственно скиновский стиль “Оi!” – агрессивную быструю музыку с предельно политизированными расистскими текстами. Тогда же произошло разделение движения скинхедов на “коричневых” и “красных”, продолжавших выражать социальный протест и дистанцировавшихся от своих собратьев-расистов. При этом “левые” и “правые” скины практически не отличаются по внешнему виду, а только по символике, нашивкам на куртках и объектам агрессии. На Западе бритоголовые нередко жестко дерутся между собой – как из-за идеологических расхождений, так и на почве футбола: скинхеды – страстные футбольные болельщики.

С начала 1990-х годов первые скинхеды появилась и в нашей стране. Правда, в России, в отличие от Запада и Восточной Европы, почти нет “красных скинов” (или “шарпов”) – анархистов и анархо-коммунистов. Идеология отечественных бритоголовых – это расизм.

В России к 2002 году скинхеды насчитывают, по разным оценкам, по несколько тысяч человек в крупных городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Нижнем Новгороде, Ярославле, Калининграде) и меньшие группы от нескольких десятков до нескольких сот человек в прочих городах (Воронеже, Пскове, Иркутске, Самаре, Ижевске и др.). Группы бритоголовых есть почти в каждом крупном промышленном городе страны. Однако значительная часть из них, воспринимая известный из средств массовой информации и видеофильмов внешний образ западного скинхеда, подражая ему в стиле, не перенимает идеологии. Еще меньше сколько-нибудь организованных скинов. Так, на вопрос о численности скинхедов в городе один из лидеров питерских бритоголовых ответил: “Тех, кто строго придерживается идеи, около двухсот. А сочувствующих, фанатеющих от идеи, тысячи две-три. Одни ходят на футбол, другие любят музыку. Есть одержимые, которых прикалывает фашизм”.

Символика и атрибутика скинхедов

В движении скинхедов, как и в любой другой молодежной субкультуре, важную роль играет символика и атрибутика. Откровенно идеологические и пропагандистские издания пользуются небольшой популярностью у подростков. Во многом именно через символику или музыкальные тексты и подобные материалы на новичков распространяется мировоззрение субкультурной группы.

В символике “коричневых” скинхедов основное место занимает “кельтский крест” (крест в круге, лучи креста выдаются за пределы окружности; у нас его еще иногда называют “новгородским”), косой “конфедератский” крест (флаг южных рабовладельческих американских штатов времен гражданской войны). Иногда используется свастика, как классическая, 4-лучевая, так и 3-лучевая (символ ЮАРовских расистов). Из более редких символов можно упомянуть череп и кости (“мертвая голова”), нашивки с буквами WP (от “White power” – короткого лозунга и названия направления), стилизованное изображение белого кулака, изображение бульдога в шипастом ошейнике, стилизованное изображение бейсбольной биты. Распространены рунические символы, использовавшиеся в свое время в нацистской Германии – сдвоенная руна “зиг” (две молнии а-ля SS), руна “отал” (ромб с “ножками”), и др. В последнее время широкое распространение получили (под влиянием родственной скинхедам субкультуры футбольных фанатов) нарукавные нашивки с изображением российского флага – государственного бело-сине-красного триколора или (значительно реже) “имперского” романовского черно-злато-белого штандарта.

Иногда скинхеды используют нашивки с зашифрованными лозунгами, понятными только своим (подобная система кодировок, ровно как и специфический сленг – обычная черта молодежных субкультур). К таким лозунгам относятся, например, “88!” (зашифрованное по номерам букв “Heil Hitler”); “Oi!” (англоязычное сленговое приветствие-оклик типа “эй!”, давший название музыкальному направлению скинов); “14 Words” (своеобразный “символ веры” скинхедов, сформулированный одним из зачинателей и идеологов движения: “WE MUST SECURE THE EXISTENCE OF OUR PEOPLE AND A FUTURE FOR WHITE CHILDREN!”). Этими “шифровками” и их комбинациями (типа “WP! 14/88!”) пестрят многочисленные издания скинхедов, обложки аудиокассет и нашивки.

В одежде у скинов преобладает стиль “милитари” (камуфляжные штаны и куртки); военные или стилизованные под военные высокие шнурованные ботинки на толстой подошве, иногда со стальными мысками (популярностью пользуется продукция фирм “Доктор Мартинс” и “Гриндерс”); короткие спортивные куртки (т. н. “бомбер” или куртки различных футбольных клубов) черного, защитного или, реже, синего цвета; часто подтяжки; полувоенные кепи (т. н. “гансовки”); черные джинсы с высоко закатанными штанинами; редко – длинные черные кожаные плащи (“генрихи”). Часто скинхеды носят не российский военный камуфляж, а куртки, штаны и ботинки солдат Бундесвера или НАТО. Иногда скинхеды перепоясываются отечественными армейскими ремнями, залив предварительно внутрь пряжки свинец для тяжести. Такой ремень в умелых руках – опасное оружие.

Основной внешний признак скинхеда – это обритая или коротко, “под ноль”, остриженная голова. Иногда авторитетные члены движения, лидеры, позволяют себе аккуратную короткую бородку. Неотъемлемой частью имиджа бритоголовых является распространенность татуировок – со специфически скиновской или прямо нацистской символикой. Существует также определенная мода на изображения с языческими сюжетами или кельтскими орнаментами.

 

Мировоззрение скинхедов

Говорить об идеологии скинхедов достаточно сложно. Наверное, слово “идеология” не совсем уместно, когда речь идет не о политическом, а скорее о стилистическом направлении. Однако общие контуры мировоззрения молодых бритоголовых расистов проступают достаточно четко.

Пропагандируется мировоззрение скинхедов посредством печатных и интернет-изданий, а также аудио-носителей. Существует некоторое количество журналов, циркулирующих в этой субкультурной среде (так же, как и аналогичные “самиздатские”, кустарные журнальчики хиппи, панков и пр., подобные издания называют “фанзинами”). Характерная особенность “фанзинов” – плохое качество, маленький тираж, а главное – они выходят в свет, как правило, всего несколько раз.

Первым, основным и долгое время единственным печатным органом отечественных скинхедов был журнал “Под ноль”. Однако в последние годы (примерно с 1997-1998 гг.) издания бритоголовых стали появляться в относительно большом количестве. Выходили и выходят журналы “Уличный Боец”, “Русская воля”, “Русское сопротивление”, “Дело № 88”, “Отвертка”, “Вестник Hammerskins-Moscow”, “Молотки”, “Белое сопротивление”, “Бритоголовые идут”. Последние два журнала по качеству материалов и полиграфии заметно отличались от прочих в лучшую сторону. Кроме того, бритоголовые поддерживают около десятка веб-сайтов в Интернете. В основном издания и сайты скинхедов посвящены музыке и футболу, однако встречаются в журналах и прямо политические утверждения типа “Национал-социализм – это лекарство, которое может вылечить наше больное общество”. Иногда в скиновских журналах публиковалась реклама различных политических организаций, помогавших в выходе издания в свет (Русский национальный союз, Народная национальная партия), или интервью с их лидерами. Очень политизирован журнал “Бритоголовые идут”.

Большее значение для распространения идеологии бритоголовых играют музыкальные тексты. Существуют музыкальные направления “Oi!” и “RAC” (английская аббревиатура “Рок против коммунизма”), типологически происходящие от пост-панка, играющие музыку для скин-аудитории. Иногда собирательно музыку всех скиновских коллективов вне зависимости от стиля обозначают как “White Power Rock”.

В России существует всего несколько подобных музыкальных групп, однако, они активно гастролируют по стране и записывают альбомы. Самой популярной “бандой” (русифицированное англоязычное “band”; “бандами” называют как скиновские музыкальные коллективы, так и мелкие группы бритоголовых) является “Коловрат” (т. е., “свастика”). Существовали и существуют другие группы с не менее выразительными названиями – “Totenkopf” (“Мертвая голова”, название дивизии СС), “TNF” (“Terror national front”), просто “Террор”, “Радегасст”, “Вандал”, “Штурм”, “Циклон Б”, “Гиппопатамус”, и т. п. Иногда скины слушают металлическую или панк музыку, если в текстах есть явный намек на нацизм (как, например, у рок-группы “Крек”). Музыкальные скин-коллективы сотрудничают с “Корпорацией тяжелого рока” (КТР) – объединением металлических и панк-групп. Руководитель КТР, Сергей “Паук” Троицкий (лидер одной из наиболее популярных отечественных металлических групп – “Коррозии металла”) придерживается (отчасти всерьез, отчасти для “стёба”) национал-радикальных взглядов и является членом нескольких ультраправых организаций. КТР организует концерты и гастроли “Ой!”-групп, рекламирует их в своих изданиях; журнал “Бритоголовые идут” издается КТР. На студии, принадлежащей КТР, было записано несколько сборников таких групп под общим названием “Бритоголовые идут” (это строчка из припева популярной у скинов песни: “Бритоголовые идут! А много ли их?/ Много! Очень много!”). После первого, альбомы нумеровались: “Бритоголовые идут-II” и т. д. Чаще же уровень записей очень низкий (“гаражный”). Правда, в последние годы положение стало меняться в связи с активизацией контактов отечественных бритоголовых музыкантов с зарубежными единомышленниками – “Коловрат” записал CD на немецкой студии, налаживаются отношения с крупнейшей в Европе скин-студией в Швеции. Нередко в Россию приезжают зарубежные музыкальные коллективы сходного направления.

Далеко не во всех текстах скиновских песен есть “идеологические” мотивы – есть песни про любовь, про крепкую мужскую дружбу, про футбол или про пиво (этот легкий алкогольный напиток играет для бритоголовых такую же знаковую роль, какаую для хиппи играет марихуана). Однако многочисленны тексты песен, посвященные расовой борьбе, засилью инородцев и необходимости и оправданности борьбы с ними. Чаще объект ненависти в песнях – уроженцы Кавказа (“Перебить без пощады/ Всех кавказских чертей/ Да за русский порядок!/ Ради наших детей...”), негры, азиаты, рэпперы, реже – евреи.

Основа идеологии отечественных скинхедов – скопированная с Запада неонацистско-расистская эклектика в стиле “White power”, собственно русский национализм находится на заднем плане. Например, в нижеприведенном тексте “славяне” при перечислении ценностей находятся на третьем месте после “расы” и “Европы”, а “русские” вообще не упомянуты: “Льётся рекою безвинная кровь патриотов,/ Кровь нашей расы и её лучших сынов/ Это борьба во имя священной Европы/ Слава победе, славяне, 14 слов...” Отечественные скинхеды поддерживают постоянные связи с европейскими, органично влившись в “бритоголовый интернационал”.

Бритоголовые с большим удовольствием смотрят зарубежные видеофильмы “про себя” – такие, как “Американская история Х” или “Romper Stomper” (в русском прокате – “Скины”). В фильмах содержится краткое изложение мировоззрения скинов – правда, применительно к американским или австралийским реалиям, но это не смущает отечественных представителей движения White power.

Среди "интеллектуальной верхушки" скинов распространено увлечение язычеством, как кельто-германским, так и славянским. Оно выражается в символике, текстах, распространенных слоганах типа “See you in Valhalla” (по отношению к погибшим “соратникам”), “наездами” на христиан (в основном – на протестантских проповедников).

Однако идеология для скинхедов – вторична относительно “прямого действия”. В ответ на вопрос о целях движения бритоголовые отвечают: “Мы стараемся сделать так, чтобы черномазым в Москве жизнь медом не казалась”.

Группировки скинхедов

Организации, в которую входили бы все российские бритоголовые, не существует. Для молодежных субкультур более характерно тяготение к объединению в небольшие локальные группы по месту проживания, работы или учебы, вокруг выдвигающихся из собственной среды лидеров, журналов с мизерным тиражом или музыкальных коллективов. Группировки скинов возникают и распадаются очень быстро; даже приблизительный их подсчет невозможен.

Первые московские скинхеды группировались в начале 1990-х вокруг журнала “Под ноль”, санк-петербургские – вокруг банды “Totenkopf”. Однако с тех пор численность бритоголовых возросла на порядки, и единые центры распались. Как правило, группировки скинхедов насчитывают десять, реже двадцать человек, они очень непостоянны – распадаются, создаются новые. Естественно, никакого формального членства в группировках бритоголовых нет и быть не может. Все попытки найти некий единый “организационный центр” отечественных скинхедов – плод антифашистского мифотворчества (ровно как и рассуждения на тему “кому это выгодно”). Они примерно соотносимы с предположениями функционеров КГБ в 1970-1980-х годах о внешней инспирированности в подрывных целях “антисоветского движения хиппи”. Молодежные субкультуры – явления слишком сложные и многомерные, чтобы объяснять их деятельность исключительно чьей-то злой волей. Несомненно, что существуют весомые причины как социально-экономического, так и психологического характера, которые привели к бурному росту молодежного расистского движения в России.

Из крупных московских группировок бритоголовых, насчитывающих 50-200 человек, можно упомянуть в первую очередь “Объединенную бригаду 88” (ОБ). Ее члены издавали журнал “Белое сопротивление”, поддерживали свой сайт в Интернете, занимались организацией гастролей зарубежных скин-банд в России. “ОБ-88” – наиболее многочисленное объединение бритоголовых – появилась в 1998 году в результате слияния двух группировок, “Лефортовского фронта” и “Белых бульдогов”. Члены ОБ, насколько можно судить достоверно, наиболее организованы – разбиты на десятки во главе с “командирами среднего звена”. Неофиты при вступлении в ОБ подвергаются “инициации” – избиению старыми скинами, и другим экзаменам (например, избиение “врага” под наблюдением лидеров). По словам одного из членов группы, существует несколько фирм, подконтрольных руководству ОБ.

Кроме того, активны группировки “Hammerskins-Russia” (считается русским отделением0 международной организации “Hammerskins”), русское отделение международной организации “Blood&Honor” (не признающееся западными соратниками, как и самопровозглашенные отделения “Blood&Honor” во всех славянских странах), “Московский скинлегион” Гуськова, “Русская цель” Семена Токмакова, Легион “Русская атака”. Скорее в качестве курьеза можно упомянуть еще московскую организацию skin-girls “Русские девушки” (женский феминистически окрашенный вариант движения WP, также скопированный с Запада). Всего, по разным подсчетам, только в столице функционируют минимум двадцать скин-банд.

Более многочисленны т. н. “основы” групп футбольных фанатов, нередко целиком состоящие из бритоголовых, однако они не являются группировками скинхедов в полном смысле этого слова, поэтому мы их здесь рассматривать не будем. Московские скины наиболее организованы, часто приглашают иностранные музыкальные коллективы, играющие для бритоголовой аудитории.

В Санкт-Петербурге существуют объединения “Русский кулак”, “Солнцеворот”, “Totenkopf” (группировка была создана вокруг одноименной старейшей российской скин-банды). В Ярославле в 1997 году музыкантами местного скин-коллектива (“Terror National Front”, “TNF”) была создана организация “White Bears”, насчитывающая несколько десятков человек. Ярославские скины издавали журнал “Удар”. Имеются сведения о группировках скинхедов и в других городах (в Воронеже, Волгограде, Иваново, Краснодаре, Ставрополе, Ижевске, Тюмени, Екатеринбурге, и др.). Крупный резонанс имели массовые драки краснодарских (группа “Форт”) и самарских (“Сити”) скинхедов.

Скинхеды, как относительно многочисленное националистическое политизированное молодежное движение, бесспорно, привлекательны для праворадикальных политических сил. Различные партии и лидеры постоянно пытаются опереться на скинхедов как на свою социальную базу, расценивая их как “штурмовиков нашего времени”. Однако готовность к сотрудничеству со стороны самих бритоголовых низка. Партийная дисциплина и идеологические тонкости чужды несдержанным подросткам. Поэтому, несмотря на все попытки, не существует и единой (“зонтичной”) организации самих скинхедов хотя бы на межрегиональном уровне. Хотя активисты скин-движения с готовностью принимают помощь со стороны националистических партий и движений в организации концертов, издании журналов, аренде помещения для спортзала, как правило, почти никакого политического капитала и многочисленного актива лидеры партий с этого не имеют. Так, лидер питерской группировки “Totenkopf” на вопрос о сотрудничестве с националистами отвечает: “У нас с ними разные методы. Партии участвуют в выборах, мы боремся на улицах. Выборы, листовки, газеты – не наша задача, они нам не нужны. А работать мы готовы со всеми националистами”. Случаи подобного сотрудничества отнюдь не редки.

Московский Русский национальный союз (РНС) Константина Касимовского практически наполовину состоял из бритоголовых. В РНС существовал отдел по работе со скинхедами (его возглавляли Александр Овсянников, Денис Моргунов, Константин Тархов), в партийной газете “Штурмовик” постоянно публиковались материалы, предназначенные для аудитории из скинхедов. При финансовой поддержке РНС выходили последние номера журнала “Под ноль” (не выходит с 1998 года). В Ярославле региональное отделение РНС возглавлял солист местной скин-банды TNF. Однако в конце 1990-х годов РНС распался. Часть бритоголовых из РНС выделилась в Московский скинлегион.

Практически целиком из скинхедов состоит карликовая Партия “Национальный фронт” (ПНФ) Ильи Лазаренко. ПНФ является политической “ипостасью” оккультно-расистской Церкви Нави (“Церкви священной белой расы”), учение которой состоит из языческих “ариософских” спекуляций, заимствованных из писаний чилийского гитлериста Мигеля Серрано.

На правах автономной молодежной организации в состав Народной национальной партии (ННП) Александра Иванова-Сухаревского целиком вошла скин-группировка “Русская цель”. Ее лидер Семен Токмаков стал заместителем председателя партии. Благодаря его активности на базе групп скинхедов были образованы региональные организации ННП (в Ижевске, Екатеринбурге, Тюмени и т. п.) и созданы два веб-сайта скинхедов-сторонников ННП. В партийной газете ННП “Я – Русский” есть постоянная рубрика для скинхедов. ННП выпустила брошюру “Азбука русских бритоголовых”, написанную автором под псевдонимом “Салазар” (среди скинхедов, как и в любой молодежной субкультуре, широко распространены прозвища и клички, зачастую скины не знают настоящих имен и фамилий друг друга).

Кроме того, в Москве со скинхедами активно сотрудничали и сотрудничают Русское солидаристское движение (РСД) и др. В Санкт-Петербурге лидер Национально-республиканской партии России (НРПР, с 2001 – Партия свободы) Юрий Беляев участвовал в организации первых “Оi!”-концертов. После отхода от НБП ее бывшего питерского лидера скинхеда Андрея Гребнева, последний весной-летом 2001 года развернул среди скинов северо-западных регионов России кампанию за вступление в беляевскую Партию свободы, однако большого успеха не имел. Более тесно с бритоголовыми сотрудничали питерское отделение НБП и язычники из “Союза венедов” (с группировкой “Солнцеворот” Артема Талакина, которая целиком входила в “Союз венедов” на правах молодежной организации).

В некоторых регионах имели место факты сотрудничества Русского национального единства (РНЕ) и бритоголовых, однако РНЕ, в силу особенностей менталитета (это наиболее “солдафонская” из всех националистических партий) быстро отталкивало от себя неуправляемых подростков командно-авторитарным стилем организации.

 

Расовая война на улицах российских городов

Агрессивные поведенческие стереотипы – это одна из отличительных черт бритоголовых. Скинхеды склонны к насилию – собственно, это часть их мировоззрения, это то, что делает их скинхедами. Так как практически все русские скины – “коричневые”, то соответственно, объекты агрессии с их стороны – это “инородцы” (“лица кавказской национальности”, азиаты, негры), представители враждебных молодежных субкультур (хиппи, рэпперы), политические противники (антифашисты, леваки, демократы), просто хорошо одетые люди – или наоборот, бродяги – в общем, все, кто не нравится. Скинхеды дерутся и между собой, если болеют за разные футбольные клубы. Для проведения масштабной акции (погрома на рынке, и т. п.) иногда объединяются несколько группировок бритоголовых. Однако это не означает существования единого координационного центра – оповещение идет по цепочке от человека к человеку (так же, например, как и оповещение о концерте у хиппи).

Точное количество насильственных акций скинхедов не поддается никакому учету.

Можно уверенно утверждать, что официальная статистика на этот счет сильно занижена. Во-первых, жертвами скинхедов, как правило, становятся иммигранты, зачастую живущие без официальной регистрации или трудоустроенные нелегально, из-за чего жертвы не обращаются в милицию. Во-вторых, существует определенная тенденция со стороны правоохранительных органов – замалчивать факты насилия на расовой и национальной почве, представляя их обычным хулиганством.

О том, что количество преступлений, совершаемых скинхедами, весьма велико, можно судить хотя бы по такой цифре: только за 2001 год и только в Воронеже было совершено 72 нападения на иностранных студентов (преимущественно, чернокожих выходцев из Африки) со стороны скинхедов. По Москве существуют данные о чуть ли не ежедневных нападениях скинхедов на “инородцев”.

Мы перечислим лишь некоторые факты насильственных акций со стороны скинхедов. Конечно, мы знаем далеко не обо всех случаях агрессии со стороны бритоголовых. Мы упомянем только наиболее громкие “дела”.

Первый подобный случай, получивший широкий резонанс, произошел в апреле 1995 года в Санкт-Петербурге (в двадцатых числах апреля ежегодно происходит вспышка активности скинхедов – бритоголовые бурно отмечают день рождения Гитлера). Группа скинхедов в метро избила азербайджанца и отрезала ему ухо. Тогда был арестован и осужден лидер питерских скинхедов Артем Талакин.

Агрессия скинхедов стала наиболее заметна начиная с весны 1998 года. 20 апреля 1998 года в редакции нескольких московских газет позвонили неизвестные, заявившие, что, начиная со следующего дня – дня рождения Гитлера – “будут каждый день убивать по одному черному”. На следующий день действительно начались ежедневные – и не по одному в день – нападения групп молодых хулиганов на африканцев, индийцев, вьетнамцев, узбеков, азербайджанцев и других ярко выраженных “не славян” на улицах Москвы. Нападавшими были молодые бритоголовые, одетые в черные куртки, вооруженные металлическими прутами, кастетами, ножами и армейскими ремнями с тяжелой пряжкой. Посольства Бенина, ЮАР, Судана, Индии направили официальные жалобы в МИД РФ. Посольство США предупредило своих граждан о возможных хулиганских нападениях на афро-американцев.

Без инцидентов вплоть до 7 мая не обходился ни один день. Десятки людей получили тяжелые повреждения. У беременной индийки после избиения ее скинами случился выкидыш. В 20-х числах апреля в канализационном люке неподалеку от Даниловского рынка был найден труп негра. Результаты следствия в печать не попали и не известно, имело ли это убийство какое-то отношение к угрозе “убивать каждый день по одному черному”.

4 мая 1998 года чернокожий сотрудник охраны посольства США в Москве, морской пехотинец Вильям Джефферсон был серьезно избит группой скинов в Филевском парке. Ему пришлось оказывать срочную медицинскую помощь. Организатором избиения был 23-летний уроженец Рыбинска Семен Токмаков, лидер скиновской группировки “Русская цель”. Поскольку инцидент вызвал международный скандал, правоохранительные органы приложили все силы к тому, чтобы найти преступника, и через два дня Токмаков был арестован. Суд над Токмаковым завершился 27 сентября 1999 года. Скинхед был осужден на три года по статье 282 УК РФ и в тот же день был освобожден из зала суда по амнистии.

7 мая 1998 года рейд банды хулиганов на рынок в Лужниках закончился убийством азербайджанца, после которого азербайджанские торговцы даже устроили несанкционированную демонстрацию протеста. По версии азербайджанцев, напавшие на них хулиганы были бритые и одеты в черное – то есть скинхеды. Встретив отпор, они вызвали подмогу, попросив для этого рацию у милиции, охранявшей рынок.

Летом 1998 года в Москве группа скинхедов, возглавляемая Сергеем Кузьминым, избивала и убивала “инородцев” и бродяг. 21 сентября 1998 года на Зеленодольской улице у рынка “Афганец” они до смерти забили 62-летнего Владимира Кочина, труп облили машинным маслом и сожгли. 12 ноября практически на том же месте они зарезали 30-летнего гражданина Анголы Жорже Мануила Перейра да Силву. 19 июля 1999 года возле железнодорожной платформы Люблино ножом зарезали 70-летнего бродягу. 21 июля на Енисейском бульваре скины избили и порезали ножом 47-летнего бродягу. Однако последний выжил, и по его показаниям банда в тот же день была взята. Кроме Кузьмина (которому на момент задержания было 19 лет), было задержано еще двое скинов (Владимир Тубин и Дмитрий Лунев, оба – 16-летние). Следствие предполагало, что скинами были совершены и другие убийства бродяг в окрестностях Кузьминок.

17 октября 1998 года в Москве был зверски избит сын посла республики Гвинеи-Бисау Рожерио Араужо Адольфо Эрбернт. Два участника избиения были задержаны. Прохожие, вмешательство которых (а не милиции) остановило избиение, утверждали, что негра избивали армейскими ремнями бритоголовые. По мнению же МВД, избиение “не имело расистской мотивировки” и речь шла просто об “обычной потасовке между молодыми людьми”.

В 1998 году бритоголовые активизировались не только в столице. В Архангельске 24 ноября 1998 года была осуждена за избиения уроженцев Кавказа группа скинхедов из девяти человек. Подростки от 14 до 18 лет (самый старший – Зыков – 1979 года рождения) весной 1998 года объединились в организацию, целью которой провозгласили изгнание из Архангельска лиц, относящихся к народам и нациям Кавказа, путем применения к ним насилия. Скины разработали форму (черные куртки, высокие ботинки) и символику – нарукавные повязки со свастикой, черный флаг. В начале марта скины избивали кавказцев, часто – с применением холодного оружия. Одному из потерпевших было нанесено 17 колото-резаных ран с применением ножа и шила. В конце марта 1998 года нескольких скинов арестовали. Среди статей, по которым обвинялись бритоголовые – хулиганство, совершенное с применением оружия, умышленное причинение тяжелого вреда здоровью, незаконное хранение боеприпасов – была также ст. 239 ч. 2 УК РФ (“Участие в деятельности объединения, посягающего на личность и права человека”). Однако суд “не сумел доказать” факт существования объединения, несмотря на наличие флага, трафарета для изготовления повязок со свастикой, а также показания одного из скинов. По итогам суда шестеро скинов получили условные сроки – от двух до пяти лет. Зыков получил семь с половиной лет лишения свободы в колонии строгого режима.

В Москве 28 августа 1999 года группа из 10-15 скинов, преследуя девушек в сари, вторглась на территорию храма Международного общества сознания Кришны на Хорошовском шоссе. Кришнаиты, отвечающие за охрану, выгнали их на улицу. Вскоре скины вернулись, уже в количестве более полусотни человек. Они ворвались в храм, избивая верующих и требуя выдать им на расправу “черного” (имелся в виду кришнаит-узбек). Прибывший наряд милиции разогнал хулиганов, правда, не задержав никого из организаторов нападения.

27 октября 1999 года в Санкт-Петербурге группой скинхедов был избит кореец Ким. Среди арестованных по горячим следам был тогдашний руководитель регионального отделения НБП Андрей Гребнев. 10 октября 2000 года состоялся суд. Гребнев, скинхеды Румянцев и Разин были признаны виновными, и к осужденным сразу же была применена амнистия (поскольку они обвинялись в хулиганстве, а не по 282 статье УК, не подпадавшей под амнистию). Справедливости ради стоит заметить, что некоторые обстоятельства дела позволяют предположить, что лично Гребнев участия в избиении не принимал.

3 января 2000 года волгоградские скинхеды провели рейд по улицам города-спутника Волжского, избивая подростков-неформалов и прохожих с нерусской внешностью. Семь человек было госпитализировано.

18 марта 2000 года скинхеды жестоко избили подростков до и после концерта, организованного в московском СК “Динамо” в поддержку кандидата на президентских выборах Григория Явлинского. Один человек погиб, несколько в тяжелом состоянии оказалось в реанимации.

В начале апреля 2000 года в Волгограде на центральном стадионе были избиты индийские студенты Медицинской академии. Один из пострадавших был доставлен в больницу с 16 переломами. По обвинению в этом погроме были арестованы 14 человек, трое оставлены под стражей, остальные отпущены под подписку о невыезде. Лидер группировки – Павел Дружинин.

10 и 11 апреля 2000 года в Волгограде были избиты африканские студенты.

28 июня 2000 года в московском Савеловском парке произошли массовые беспорядки. Рядом с клубом “F-1” (Петровско-Разумовский проезд, 29), где проходил “Oi!”-концерт, наряд милиции задержал дерущихся подростков. Один из задержанных попросил разрешения зайти в клуб, где он оставил рубашку. Находившиеся в клубе скинхеды отбили задержанного, причем один милиционер, сержант первого полка ППС Геннадий Гусев, порезал руку осколками бутылочного стекла (первоначально источники в МВД утверждали, что Гусева порезали хулиганы, но потом признали, что сержант был сбит с ног и порезался о бутылочные осколки на полу). На улице бритоголовые закидали обломками кирпича патрульную машину. Подростки разбили стекла еще нескольким иномаркам, и двинулись, скандируя неонацистские лозунги и избивая прохожих с нерусской внешностью, в сторону Дмитровского шоссе. По дороге толпа была рассеяна ОМОНом.

В общей сложности в ходе беспорядков были задержаны 122 скинхеда, к ночи милиция отпустила 74 подростка младше 17 лет. Остальных утром отвезли в суд, где большинство приговорили к уплате штрафа, а несколько человек получили по 15 суток. Против трех человек (Петра Бегиня, Николая Данилова и Дмитрия Гудковского) Савеловская межрайонная прокуратура возбудила уголовные дела по факту хулиганства.

15 и 22 октября 2000 года скинхеды, вооруженные заточками, железными прутами и бутылками, дважды организовывали нападение на анархистов около московского клуба им. Джерри Рубина.

21 октября 2000 года в Москве скинхеды устроили погром во вьетнамском общежитии. Подобные акции происходили и ранее, после одной из них в реанимации скончались двое пострадавших. За несколько дней до этого, в середине октября, в Туле бритоголовыми был зарезан уроженец Камеруна Клод Нхарре. Примерно в то же время в Пензе скинхедами были жестоко избиты два китайских студента, юноша и девушка.

Иногда в драках гибнут и сами скинхеды. 12 июня 1999 года в стычке с представителями азербайджанской диаспоры был убит бас-гитарист банды “Коловрат” Игорь Дронов. 6 февраля 2000 года в драке с левыми радикалами погиб Игорь Тополин, активист группы “Коловрат Crew”. 29 октября 2000 года в Москве в ходе конфликта внутри группировки бритоголовых был убит скинхед. В Санкт-Петербурге 10 мая 2001 года у станции метро “Парк Победы” был убит 20-летний активист скин-движения Святослав Смирнов.

Начиная с весны 2001 года, Москву и некоторые другие города просто захлестнула волна насилия на расовой почве.

15 марта 2001 года в Москве группа бритоголовых устроила нападение на учащихся армянской общеобразовательной школы № 1110. Нападавшие разбили стекла в окнах школы и жестоко избили нескольких старшеклассников. Один из пострадавших был доставлен в больницу с диагнозом “множественные ушибы, перелом ключицы”. Хотя милиция приехала оперативно, никто из нападавших не был задержан.

В Туле в конце марта 2001 года скинхедами был убит африканец.

14 апреля 2001 года в Воронеже в ЦПКиО “Динамо” скинхеды палками и цепями избили нескольких иностранных студентов. Две девушки были доставлены в реанимацию.

20 апреля 2001 года в центре Москвы, на Васильевском спуске, в стычке со скинхедами был убит чеченец Маирбек Елесаев. Личность убийцы была установлена – это 17-летний Александр Золотухин, однако ему удалось скрыться.

На следующий день, 21 апреля, состоялся погром рынка у станции московского метро “Ясенево”. В акции принимало участие до 300 бритоголовых. Около десятка человек получили ранения различной тяжести. До 50 скинхедов были задержаны. Обвинение в организации погрома было предъявлено заместителю главного редактора журнала “Русский хозяин” Андрею Семилетникову (статьи “хулиганство”, “организация массовых беспорядков” и “вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних” УК РФ). В конце 2001 года дело было передано в суд. Процесс начался 4 февраля 2002 года, всего по делу проходит шесть человек.

В тот же день, 21 апреля 2001 года, в районе станции метро “Авиамоторная” группа скинхедов (около двадцати человек) с применением палок и пустых бутылок избивала прохожих и пассажиров трамвая. В начале декабря 2001 года двое скинхедов из этой группы, 19-летний Николай Шаров и 20-летний Михаил Татаринов, были приговорены Лефортовским судом г. Москвы к четырем и четырем с половиной годам лишения свободы соответственно.

По сообщению прессы, 9 мая 2001 года в Москве были избиты африканцы (правда, в МВД этот факт опровергли).

16 мая в московском метро трое подростков избили гражданина Зимбабве, аспиранта МГУ.

21 мая на улице Вилиса Лациса в Москве пятеро скинхедов напали на двух граждан Республики Замбия и избили их.

5 августа 2001 года группа волгоградских бритоголовых напала на двух цыган. Скинхеды забили своих жертв до смерти. Спустя несколько дней по обвинению в этом преступлении были арестованы шестеро подростков.

Вечером 16 августа 2001 года около 30 скинхедов под городом Воткинском в Удмуртии напали активистов анархо-экологической организации “Хранители радуги”,. Бритоголовые, вооруженные прутьями, бейсбольными битами и ножами, ворвались в палаточный лагерь экологов, протестовавших против планов строительства завода по утилизации ракетного топлива в г. Воткинске. В ходе драки серьезно пострадали пятеро “хранителей радуги”.

5 сентября 2001 года в московской клинической больнице им. Боткина скончался Поль Масса Майони, 34-летний чернокожий беженец из Анголы. 23 августа он был избит на улице несколькими бритоголовыми подростками. Вследствие тяжелой травмы черепа, нанесенной палкой, пострадавший две недели находился в коме. Нападавшие задержаны не были. Поль Масса Майони проживал в Москве с 1994 года, был женат на русской и имел двух детей.

Вечером 23 сентября 14-15-летние ученики московской иешивы (иудейского религиозного училища) “Месивта” при Московском еврейском общинном центре в Марьиной роще по дороге после учебы в общежитие подверглись нападению скинхедов. Бритоголовые расисты с криками “бей жидов!” попытались избить евреев. Большинству учеников иешивы удалось убежать, однако некоторые из них получили весьма серьезные травмы. Скинхеды угрожали продолжить разборки в синагоге. По факту избиения заведено уголовное дело.

5 октября 2001 года в Тольятти (Самарская область) закончился суд над пятью 17-20-летними скинхедами, в марте 2001 нанесшими тяжкие телесные повреждения 16-летнему Алексею Худину. Драка произошла после рэп-концерта в клубе “Дельтаплан” на улице 70-летия Октября в Автозаводском районе Тольятти. Скинхеды были признаны виновными. Подсудимые Владимир Быков, Владимир Прилипухов, Олег Денщиков и Константин Заврохин были осуждены на три с половиной года колонии общего режима. Самый младший подсудимый, 17-летний Максим Салов, был приговорен к трем годам колонии для несовершеннолетних.

6 октября 2001 года тюменская синагога, в которой только накануне были завершены ремонтные работы, стала объектом нападения местных бритоголовых. Около 20.00 в здании синагоги камнями и палками вандалы разбили 22 витражных стекла. Скинхеды уже забрасывали камнями здание, когда оно находилось еще в процессе реконструкции, и угрожали расправой строителям. Ответственность за акцию взяли на себя члены тюменского отделения Народной национальной партии, поместив заявление на веб-сайте “Арийских тюменских скинхедов”. В частности, в заявлении говорилось: “Каждый из нас кинул по меньшей мере два камня в жидо-масонское строение. Никогда в жизни не слышал более приятного звука, чем звук разбитого стекла жидов. Потом мы сели в автобус и уехали. Мы еще раз напомнили жидам, что им здесь не место, а в следующий раз вместо камней полетят коктейли Молотова”.

Тюменские скинхеды летом 2001 года создали местное отделение Народной национальной партии (на основе распавшейся ранее местной группировки “Северный альянс”).

30 октября 2001 года столицу потрясла самая громкая за последнее время акция скинхедов – царицынский погром. Около половины девятого вечера 250-300 молодых людей, вооруженных палками и металлическими прутами, около продовольственного рынка рядом со станцией метро “Царицыно” избивали торговцев, выходцев с Кавказа. Милиции удалось прекратить погром, только открыв предупредительный огонь в воздух. В результате действий нападавших, госпитализировано двадцать два человека, пять – в тяжелом состоянии. В коме находился 40-летний гражданин Афганистана Джон Мамадов Карамхудо. Двое пострадавших – 37-летний армянин Вардан Ашотович Кулиджанян и 35-летний гражданин Индии Шарма Прадис Кумар – от полученных травм скончались. 5 ноября в больнице умер еще один пострадавший при погроме, 18-летний таджикский гастарбайтер Карам Джанмамедов.

Большая часть погромщиков скрылась в метро, где в вагонах электропоездов на перегоне станций “Царицыно” – “Каширская” хулиганы продолжили избиение пассажиров с нерусской внешностью. В больницу попали двенадцать пострадавших.

Около девяти часов вечера около ста человек приняли участие в избиении граждан Афганистана у гостиницы “Севастополь”, пятеро были доставлены в больницу. В результате действий милиции были задержаны 26 человек. Большинство из них уже к утру 31 октября отпустили.

По оперативной информации ГУВД г. Москвы, погромщиками были футбольные фанаты; позже сотрудники правоохранительных органов стали уверенно обвинять в акции скинхедов. Первоначальная информация о принадлежности преступников к Русскому национальному единству не подтвердилась. По факту беспорядков на Царицынском рынке в Москве было возбуждено уголовное дело по статьям 105 (“убийство”) и 213 (“хулиганство”) УК РФ. Насколько можно судить по косвенным данным, одной из групп, организовавших погром, была Объединенная бригада 88. Впрочем, в акциях такого масштаба явно принимают участие представители различных группировок, прямо между собой не связанных.

3 ноября 2001 года , согласно сообщениям прессы, на севере Москвы было предотвращено массовое столкновение скинхедов с кавказцами. По данным ГУВД, в течение дня была отмечена концентрация бритоголовых на станциях метро “Петровско-Разумовская” и “Алтуфьево”. Информация о готовящихся драках поступила в ГУВД от матери одного из бритоголовых подростков. К местам скопления молодежи были направлены усиленные наряды милиции, некоторые скинхеды были доставлены в отделения милиции для установления личности. Была также информация о скоплении бритоголовых, вооруженных обрезками труб, у метро “Домодедовская”, также разогнанных милицией.

5 ноября 2001 года прокуратура Южного округа Москвы предъявила обвинение в убийстве (ст. 105 УК РФ) одному из участников погрома, несовершеннолетнему Сергею Полякову. В качестве меры пресечения Полякову было выбрано содержание под стражей. Кроме него, по сообщениям прессы, в убийстве подозревался Сергей Огурцов.

ГУВД объявило в розыск 17-летнего жителя города Серебряные Пруды (Московской области) Валерия Русакова, который подозревается в организации погрома. Всего уголовные дела по статьям “убийство” и “хулиганство” были возбуждены против 25 человек. Уже в декабре был арестован еще один участник погрома – 26-летний Владимир Турбин. Ему было предъявлено обвинение в убийстве.

Утром 12 ноября 2001 года в Москве, на улице Юных Ленинцев четверо молодых людей пристали к 31-летнему Марку Милявскому, угрожая ему физической расправой. Присутствовавшая при этом мать Марка, 60-летняя Лилия, попыталась вступиться за сына, но ее сердце не выдержало, и она скончалась на месте. Врачи скорой помощи установили в качестве причины смерти острую сердечную недостаточность. Хулиганы с места происшествия скрылись. По сообщениям прессы, нападавшие были скинхедами.

17 ноября около 22 часов на углу улиц Медынской и Харьковской около десятка скинхедов жестоко избили прохожего монголоидной внешности. Избиение было остановлено прохожими. Пострадавший получил тяжелую черепно-мозговую травму. Оперативно приехавший наряд милиции никого не успел задержать.

20 ноября в подвале дома № 66 на 9-ой Парковой улице был обнаружен труп бомжа, а также еще двое бродяг с травмами различной тяжести. Выжившие пострадавшие сообщили, что их избили стальными прутьями подростки, называвшие себя скинхедами.

По подозрению в совершении преступления сотрудники 2-го отдела Московского уголовного розыска задержали 17-летнего Кирьяна Павлова, 16-летнего Даниила Полина и 18-летнего Александра Жмуйду. Подростки признали себя виновными в том, что в состоянии алкогольного опьянения ворвались в подвал, где находились бродяги, и стальными прутьями избили их.

24 ноября в Московском метрополитене около 16:30 на перегоне между станциями “Алексеевская” и “Рижская” уроженец Карачаево-Черкесии нанес в вагоне метро ножевое ранение 17-летнему скинхеду. Ударив подростка, нападавший выскочил из вагона на станции метро “Проспект мира”, и скрылся. На станции метро “Шаболовская” черкес был задержан. По одной версии, нападавших было двое, и свою агрессию они мотивировали только тем, что молодой человек принадлежал к движению скинхедов. По другой версии, скинхеды, которых было несколько, вели себя развязно и задирали пассажиров вагона, в частности пристали и к черкесу.

17 декабря 2001 года в Нижнем Новгороде были избиты чернокожие студенты Нижегородской медицинской академии. Один из пострадавших был доставлен в больницу с серьезными травмами.

2 февраля 2002 года два 16-летних скинхеда избили 38-летнего секретаря посольства Кении в России. Инцидент произошел в Москве возле здания посольства этой страны на улице Большая Ордынка.

13 февраля 2002 года в городском суде Санкт-Петербурга началось рассмотрение дела скинхеда Алексея Максимова. Обвинение касается двух эпизодов. Следствие установило, что Максимов, член питерского объединения бритоголовых Totenkopf, ранил ножом Павла Смолина и нанес смертельные ранения Юрию Аридову. Первое преступление было совершено на национальной почве (из-за подозрения в нерусском происхождении жертвы), второе – на идеологической (Аридов был поклонником рок-группы “Алиса”, а “алисоманы” – враждебная скинхедам молодежная субкультура).

Можно уверенно утверждать, что всего российскими бритоголовыми за последние три года было убито более 20 человек. В драках погибло и не меньше десятка скинхедов.

Наверное, не будет преувеличением сказать, что бритоголовые подростки наполнили улицы российских городов атмосферой расовой войны. Чернокожие студенты в Москве, Туле, Воронеже или Волгограде порой боятся выходить на улицу по одному. К сожалению, в ближайшем будущем можно прогнозировать только еще большее обострение ситуации. Количество скинхедов в России постоянно увеличивается, это молодежная субкультура переживает стадию роста.

 

ТАЛАКИН Артем

Лидер группировки “Солнцеворот”

Родился в 1977 году в Санкт-Петербурге.

Один из лидеров питерского движения скинхедов, возглавляет группировку “Солнцеворот”. Численность группировки – около ста человек. Филиалы в Краснодаре, Оренбурге, а также на Украине – в Киеве, Харькове и Севастополе. Организация претендует на объединение бритоголовых во всероссийском масштабе, однако за пределами Санкт-Петербурга (где она действительно объединяет большинство активных политизированных скинхедов) практически не имеет авторитета.

В апреле 1995 года, после празднования дня рождения Адольфа Гитлера в одном из питерских клубов в метро А. Талакин участвовал в групповом избиении азербайджанца. Пострадавшему было отрезано ухо. Талакин был задержан, год отсидел в тюрьме. Инцидент “с отрезанным ухом” получил широкий резонанс в прессе.

Выйдя на свободу в 1996 году, начал работать волонтером при Институте подростка. Позже получил статус социального работника (дипломная работа – “Бритоголовые и их мировоззрение”). Работает в институте “экспертом по экстремизму”. Занимается организацией спортивных секций и клубов, в которых работает со скинхедами и трудными подростками. Официально это называется “социальной реабилитацией”.

Женат (с женой познакомился по переписке, находясь в заключении). Сын 2000 года рождения (родился под Калугой, куда Талакин с женой приехали на празднование солнцеворота (22 июня) неоязыческими группировками, ежегодный т. н. “калужский съезд” язычников).

Публиковался в национал-патриотической прессе (в газетах “Славянский вестник”, “Новый Петербург” и др.).

Выведен в качестве второстепенного положительного персонажа в приключенческих произведениях Дмитрия Черкасова.

 

ТОКМАКОВ Семён Валерьевич

Лидер группировки “Русская цель”,

заместитель главы Народной национальной партии

Родился 26 июля 1975 года. Уроженец города Рыбинска (Ярославской области).

Служил в армии в стройбате.

После окончания московского Лесного университета работал охранником на складе издательства “Русский писатель”.

Зимой-весной 1998 года начал создавать скин-группировку “Русская цель” и печатать листовки. Манифест группы, в частности, гласит: “Мы благородного аристократического происхождения – являемся представителями исключительно более высокой арийской расы. Мы рождены скорее повелевать, чем находиться в подчинении у других. Заниматься вредными ремеслами предоставлено рабам. Граждане должны учиться, слушаться наставников и уметь покорять врагов”.

2 мая 1998 года С. Токмаков с группой приятелей избил чернокожего американского морского пехотинца Вильяма Джефферсона, сотрудника охраны посольства США в Москве. После драки товарищи Токмакова разбежались. Сам он по горячим следам дал интервью приехавшей съемочной бригаде новостей. “Негры являются злом”, сообщил бритоголовый журналистам, их надо “подвергать специальной программе эвтаназии”. Позже, на суде, Токмаков утверждал, что высказывал не свою точку зрения, а известную теорию расизма, которой он сам не придерживается. Журналистка Анастасия Попова, взявшая у него интервью, подтвердила на суде, что ничто в словах скинхеда не свидетельствовало о том, что он согласен с этой позицией.

Поскольку в этот раз был избит не “простой” студент Российского университета дружбы народов из Африки, а гражданин США, то милиция арестовала Токмакова уже через два дня. Правда, первое время милицейская пресс-служба всячески отрицала расистскую подоплеку преступления.

Первое заседание суда состоялось 9 сентября 1998 года. Судили скинхеда по ст. 282, ч. 2., п. 1 УК РФ (“возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды с применением насилия”). Ходатайство адвоката обвиняемого Анатолия Ельникова о переквалификации обвинения по ст. 213, ч. 1 (“хулиганство”) было отклонено.

17 декабря 1998 года на очередное заседание суда явилась единственная свидетельница обвинения – журналист ТВ-6 Анастасия Попова, взявшая интервью у скинхеда сразу после драки. Однако ее показания в суде позволили адвокатам утверждать, что Токмаков не руководствовался расистскими мотивами. Сам обвиняемый заявил, что единственной причиной драки было его плохое настроение, а поводом – то, что пострадавший задел товарища скинхеда. “У меня нет враждебного отношения к другой расе или национальности. Сейчас я сижу в интернациональной камере, и все мы прекрасно ладим”, заявил скинхед на суде. Про свои первоначальные показания Токмаков заявил, что дал их после избиения в 40-м отделении ОВД “Филевский парк” и под угрозой продолжения физического насилия.

В Бутырской тюрьме Токмаков некоторое время находился в одной камере с Ивановым-Сухаревским, лидером Народной национальной партии (ННП), также обвинявшимся по ст. 282 УК РФ. Газета ННП “Я – Русский” опубликовала ряд совместных заявлений Иванова и Токмакова, а также расистские заметки последнего.

В защиту Токмакова активно выступали националистические партии, издания, и естественно, сами скинхеды. Последние распространяли листовки и рассылали повсюду письма, в которых вся вина за происшедшее сваливается на американца, а суд расценивается как репрессия против патриота. Курьез заключался в том, что в листовках содержались различные версии происшедшего (причем написанные явно одной рукой): Джефферсон а) пытался продавать наркотики; б) был шпионом и его застали за изучением через забор секретного военного объекта; в) растолкал приятелей Токмакова, а в ответ на его миролюбивое замечание избил его; г) украл что-то с прилавка рынка; д) был гомосексуалистом и сделал Токмакову непристойное предложение (причем в последней версии был изменен возраст “оскорбленного” бритоголового с реального 23-летнего на 17-летний).

Последняя (и наиболее эпическая) версия защитников скинхеда была опубликована в сентябре 1999 года в газете “ЛДПР” (№ 22). Согласно статье Виктора Гламаздина “Хватит лизать зад джефферсонам!”, Токмаков, “молодой русский парень, увлекающийся игрой на скрипке и симфонической музыкой”, пришел на Горбуновский рынок “в поисках новых записей Чайковского и Паганини”. Внезапно скрипач стал свидетелем того, как “огромный, двухметрового роста негр” избивал девушку-продавщицу. Со ссылкой на некую медэкспертизу утверждается, что у девушки были сломаны четыре ребра, нижняя челюсть, выбиты два зуба, повреждена сетчатка глаза и т. п. Токмаков вступился за девушку, сказав негру “Что вы делаете?”. Негр ударил “щуплого, близоруко щурящегося юношу” ногой в грудь со словами: “Россия – большая клоака! Русские говно! Ты тоже говно, литтл бой”. Но как только показался милицейский патруль, негр “внезапно опрокинулся на землю” и завопил: “На помош! Меня убивать!”. Милиция, несмотря на показания свидетелей, скрутила Токмакова.

Дальнейшее развитие истории, согласно статье, было плачевно. Девушка-украинка, живущая в Москве без регистрации, была запугана и не стала возбуждать уголовное дело против негра-садиста. Джефферсон, “несколько раз попадавшийся в московских ресторанах при покупке героина”, был отправлен от греха подальше на родину. Токмаков же “уже второй год сидит в Бутырской тюрьме, практически потеряв зрение и остатки и без того слабого здоровья”.

27 сентября 1999 года суд над Токмаковым завершился. Скинхед был осужден на три года и вышел на свободу по амнистии.

После выхода из тюрьмы стал руководителем молодежного отдела ННП. Группировка “Русская цель” вошла в ННП на правах автономной молодежной организации. В газете “Я – Русский” ведет молодежную рубрику “Русская цель” на последней полосе, подписывается псевдонимом “Бус”. Член редколлегии газеты “Я – Русский”.

В октябре 1999 года был включен в общефедеральный список избирательного объединения “Движение “Спас”” (№ 7 в Приволжской региональной группе) для участия в выборах в Государственную Думу ФС РФ третьего созыва. 25 ноября 1999 Центризбирком РФ на основании решения Московского городского суда отменил постановление о регистрации федерального списка движения.

28 июня 2000 был задержан во время столкновения скинхедов с милицией на севере Москвы по подозрению в организации беспорядков. На следующий день был отпущен.

На 2001 год – заместитель Главы ННП. Молодежный отдел партии вместо Токмакова возглавил Андрей Кайль.

Много ездит по регионам, налаживая связи с различными неонацистскими группировками в стране.

Пишет стихи и песни.

 


Библиотека не разделяет мнения авторов