[Наш нрав - прав]
1. Нравы или общественное поведение определяются ответом на такие вопросы,
как "в чем смысл жизни?", "в чем долг перед отечеством, мое место в судьбе
своего народа?" Только после ответа на эти вопросы можно говорить о воспитании
настоящей убежденности в правоте своего дела, своего поведения. Надо начинать
воспитание молодежи с обсуждения этих вопросов, привлекая материалы из жизни
великих людей, великих революционеров. При этом следует решительно отмежеваться
от головы, от разумного эгоизма, а в центр поставить сердце, голос крови.
Самоотверженная любовь к Родине, к товарищам, к своему делу, подвиг солдата,
закрывающего своим телом амбразуру - все это не объясняется "разумным эгоизмом".
Напротив, всякий скепсис, нигилизм и предательство - от головы, от эгоизма
всяких мастей, а революционное сознание всегда отличается прежде всего
страстностью, сердцем. Поэтому надо постоянно воспитывать молодежь в атмосфере
революционной романтики, устремленности к революционному идеалу - в атмосфере
самопожертвования "я" ради любимого "мы".
2. Общественно-политический идеал нельзя представлять как мещанское сытое
благополучие, как жизнь без потрясений, без стремительной борьбы. Лишь перед
лицом смертельной опасности раскрывается сущность человека, самобытная
неповторимость его личности, лишь в горизонте смерти выявляется радость и
гордость господина жизни, тридцать лет пьющего свежую кровь; страх смерти и
отчуждение раба, триста лет питающегося мертвечиной.
Настраивать молодежь на перманентную смертельную борьбу не только на сегодня
и завтра, но на послезавтра. Связать эту борьбу с космической миссией своего
народа. Борьба за космос и борьба за человека неотделимы. Космос - любимое дело
молодежи, ее тоска по подвигу... Поэтому при четком определении
общественно-политического идеала на первое место необходимо ставить
революционное преобразование и суровое поддержание своего народа, своего космоса
и, наконец, преобразование всего человечества.
3. Органической частью общественно-политического идеала должен быть
нравственный "категорический императив", своеобразный "моральный кодекс" сердца.
В отличие от "морального кодекса" головы, первое место в истинном "моральном
кодексе" должен занимать долг перед СВОИМИ ПРЕДКАМИ И ПОТОМКАМИ, долг перед
своим народом. ГДЕ НЕ УВАЖАЮТ МЕРТВЫХ - ТАМ НЕ УВАЖАЮТ И ЖИВЫХ. Любовь к Родине
- наилучшее противоядие от скепсиса, нигилизма, распущенности.
Любовь к Родине дает смысл жизни, спасает от одиночества и отчаяния,
направляет все поведение человека. Любовь к Родине- необходимое и достаточное
условие гражданина. Должен быть создан культ предков, ибо "неуважение к предкам
есть первым признак дикости" (А.С.Пушкин). Каждый человек должен с детства
проникнуться культом горсти родной земли, пропитанной потом и кровью отцов.
4. В нравственном "категорическом императиве" должно быть четко определено -
до инстинкта - что хорошо и что плохо в нравственной области. Решительное
осуждение нигилистических теорий типа теории "стакана воды". На первых порах
провести длительную кампанию о родовой, моральной и физиологической ценности
девичьей чистоты и чести, о преступности добрачных связей. Не останавливаться
вплоть до рекламы старинных крестьянских обычаев: мазанье ворот дегтем,
демонстрация перед миром простыни после первой брачной ночи, телесные наказания
отдающихся иностранцам, клеймение и стерилизация их.
5. Для страховки нравственной чистоты народа следует продумать поощрение
различным видам стратификации - кастовая (типа законов офицерской чести,
кодексов врача, учителя, студентов, школьника, уставов землячеств и т.д.).
6. Не заниматься так называемым "половым воспитанием", не возлуждать интереса
к проблеме пола. Пол - дело интимное, здесь все должно решаться само собой.
Подавлять интерес к проблеме пола за счет поощрения интереса к романтике,
революции, к путешествиям и особенно к романтике науки и творчества.
Сублимировать пол в творчество.
7. С ранних лет не нянчить молодежь. Ввести телесные наказания! Розга лучший
учитель. Удар по телу - закал духа. Продумать комплекс военизации молодежи, с
начальной школы. Регулярные военные игры, походы, творчество боя.
Культивирование законов солдатского товарищества и рыцарства...
8. Жестокое искоренение предателей, преступников, прелюбодеев, премудрых и
бездумных... Не будет порядка в народе, если за каждый проступок не следует
яростное возмездие. Два ока за око, два зла за зло, ибо преступник должен нести
наказание вдвойне - за преступление перед собой и перед народом. Пьянство,
хулиганство, проституция, трудные подростки будут уничтожены атмосферой
товарищества, рыцарства и солдатской дисциплины...
9. С ранних лет увлекать спортом и вовлекать в спорт, особенно культивировать
технические виды спорта. В соревнованиях закаляется человек, воспитывается
личность...
10. Нет более подлого занятия, чем быть "мыслителем", "интеллигентом",
премудрым пескарем, и нет более благородного дела, чем быть солдатом.
Интеллигент - раб мертвого разума, а солдат - господин жизни, навязывающий
мировому процессу свою волю... Судьба человека равна его силе и его породе; кто
рожден рабом - тот всю жизнь останется рабом и побежденным, а кто рожден
господином, тот и в смерти будет победителем. И чтобы народу не выродиться,
чтобы не стать рабами и роботами - надо возродить и утвердить навеки здоровый и
ведущий к истинному бессмертию культ - культ солдата.
10 ноября 1965 года
Источник:
"Устав нравов" Валерия Скурлатова - "СССР: внутренние противоречия", N6,
1982.
+ устная традиция (то, что в квадратных скобках).