Все материалы, использованные в этом обзоре, размещены на сайте Центра "СОВА".
Отчасти использован ежегодный отчет Центра «СОВА» «Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2005 году». Антисемитизм является органической частью национал-радикального движения в целом и должен рассматриваться именно в таком контексте. В этом обзоре рассматривается именно антисемитская деятельность национал-радикалов, но объемное представление можно составить, только обратившись и к указанному ежегодному отчету.
Деятельность антисемитских организаций
До недавнего времени все русские националистические организации с большей или меньшей степенью активности проповедовали антисемитизм. В 2004-2005 гг. появилось заметное исключение - Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ). Эту все более популярную организацию возглавляет Александр Поткин, близкий сотрудник покойного лидера Национально-патриотического фронта «Память» Дмитрия Васильева. Поткин и сейчас возглавляет небольшую московскую группу «Памяти», но известность он приобрел, под псевдонимом Белов, в качестве лидера ДПНИ. ДПНИ - не зарегистрированная и не очень многочисленная организация, пользуется возрастающим вниманием СМИ, поскольку полностью переформулировала свои расистские лозунги в лозунги против «нелегальных иммигрантов», что звучит уже довольно приемлемо для общественного мнения и получает достаточно широкую поддержку. В частности, ДПНИ не использует антисемитской риторики. Вряд ли это означает, что ветераны «Памяти» и совсем юные скинхеды, составляющие актив ДПНИ, лишены антисемитских идей; скорее, они просто научились их скрывать.
Другие националистические организации (Русское национальное единство (т.е. разные его осколки), Национально-державная партия и другие помельче) ничуть не стесняются антисемитизма. Наоборот, кампания, развернутая вокруг «письма 500-т» (см. ниже), привела к тому, что для многих радикальных групп антисемитизм стал в 2005 году только более актуальной темой пропаганды. Несколько православно-монархических групп даже объединились в движение «Жить без страха иудейска» (новозаветная аллюзия, вполне понятная их сторонникам).
Наиболее значительным организационным событием года стал «восстановительный» съезд Союза русского народа. Дореволюционную «черную сотню» пытались воссоздать в 90-е годы неоднократно, но впервые эта попытка оказалась достаточно масштабной. На съезде было представлено около 70 организаций православно-монархического толка. Выступили достаточно высокопоставленные государственные деятели: руководитель фракции «Родина» (Дмитрия Рогозина) Сергей Глазьев (ранее не склонный к национализму и вовсе не замеченный в антисемитизме) и вице-спикер Государственной Думы Сергей Бабурин (вторая фракция «Родина»; в 90-е годы считавшийся умеренным националистом). Выступал также и крайне радикально настроенный депутат от ЛДПР (партии Владимира Жириновского) Николай Курьянович. С. Бабурин даже формально вступил в организацию. Возглавил новый Союз русского народа скульптор Вячеслав Клыков, известный и памятниками, и своими антисемитскими высказываниями.
Антисемитская пропаганда
Антисемитская пропаганда велась в 2005 году с еще большей активностью, чем в предыдущие годы.
Это было связано с «письмом 500-т» - обращением к Генеральному прокурору с требованием расследовать деятельность всех еврейских организаций на предмет экстремистской деятельности. Основанием для такой идеи послужила книга «Кицур Шульхан Арух», в которой радикально-националистический публицист Михаил Назаров еще в 2002 году усмотрел признаки нарушения только принятого тогда закона «О противодействии экстремистской деятельности».
Утверждения, что «Шульхан Арух» и его позднее и краткое изложение «Кицур Шульхан Арух» содержат крайне интолерантные утверждения о неевреях, активно обсуждались в России еще сто лет назад
[1], ссылки на ту полемику использовались и в 90-х. Но появление в 2002 году нового закона, крайне нечетко определявшего экстремистскую деятельность и позволявшего любое нетолерантное высказывание интерпретировать как экстремизм, активизировало старые антисемитские идеи: естественную для любого средневекового текста интолерантность дополняли искажениями перевода и фрагментарным цитированием. Михаил Назаров совместил антисемитскую интерпретацию «Кицур Шульхан Арух» с классическими мифами о еврейском заговоре и получил теорию, согласно которой все еврейские организации руководствуются «человеконенавистническими» идеями в отношении неевреев и, следовательно, все должны быть запрещены. Именно этого авторы письма и требовали от Генеральной прокуратуры.
Сбор подписей начался поздней осенью 2004 года. А в январе 2005 года стало известно, что под письмом подписались и 19 депутатов Государственной думы (14 - из фракции «Родина» и 5 из компартии; ни «Родина», ни КПРФ не отмежевались от подписантов, хотя и не поддержали само обращение). Такого масштабного и высокостатусного антисемитского выступления не было уже долгие годы, поэтому «письмо 500-т» стало поводом для специальных заявлений МИДа, Президента, обеих палат парламента и множества отдельных деятелей. Часть депутатов отозвала свои подписи, но сбор подписей продолжился, так что осенью их было уже 15 тысяч. Среди «подписантов» были достаточно известные в стране люди, например, экс-чемпион мира по шахматам Борис Спасский. Попытки публичной критики «письма 500-т» были не всегда удачны; например, в популярном ток-шоу «К барьеру» давно известный своим антисемитизмом генерал Альберт Макашов далеко обогнал оппонента по числу голосов телезрителей.
Прокуратура в течение года неоднократно отказывалась завести уголовное дело о возбуждении ненависти по факту этого письма, и тем показывала, что даже столь масштабное и открытое проявление антисемитизма является, если не вполне легитимным, то и не противозаконным. (Мы не рассматриваем здесь серию гражданских исков авторов «письма пятисот» и еврейских деятелей друг к другу, так как они не имели никакого значимого результата.) Довольно распространенная (и открыто поддержанная даже прокуратурой) идея, что на проповедников ненависти лучше не обращать внимания - мол, тогда они и не будут иметь успеха, в данном случае очевидным образом провалилась. Вероятно, было политической проблемой заводить дело против такого большого числа подписантов, включая депутатов. Но дело не было заведено, например, и по факту публичных обвинений хасидов в ритуальных убийствах детей, вновь прозвучавших в 2005 году (в том числе на митинге в центре Москвы 29 мая), а в этом случае обвиняемых оказалось бы немного, да и «кровавый навет» является давно доказанной ложью. Сайт «Русь Православная», на котором в январе и появилось «письмо 500-т», размещает все новые антисемитские фильмы, включая архивные - советский («Тайное и явное») и нацистский («Вечный жид», кстати, один из немногих материалов, признанных судом экстремистским). Не говоря уже о множестве менее заметных случаев пропаганды антисемитизма, включая антисемитские выступления на митингах социального протеста (в начале года, в разгар протестов против реформы социальных льгот («монетизации») или, например, в октябре на митинге у Дома Правительства).
Антисемитизм в предвыборной агитации обычно использовался лишь маргинальными и бесперспективными кандидатами, набиравшими 1-2% голосов, но и здесь конец года принес неприятную неожиданность. На довыборах в Государственную Думу в Москве баллотировался отставной полковник Владимир Квачков, находящийся под стражей в ожидании суда по обвинению в покушении на Анатолия Чубайса. Этот человек, из тюрьмы печатно призывавший к насильственной борьбе против «иудо-интернациональной оккупации», получил 4 декабря почти 29% голосов. Интересно, что одна из самых высокотиражных газет страны, «Комсомольская правда» (эта газета славится высоким уровнем ксенофобии и служит традиционным местом публикации заявлений высокопоставленных деятелей «для народа») сочла нужным отвести от Квачкова обвинение в антисемитизма: мол, говоря о «жидах», он подразумевал просто «жадных людей»
[2].
В Петербурге продолжала без проблем выходить явно антисемитская телепередача «Наша стратегия». Закрылась она только зимой, скорее всего, из-за нехватки финансирования. Зато благополучно выходит не менее антисемитское петербургское ток-шоу «Два против одного», которое ведут бывшие сотрудники «Нашей стратегии». Финансирование у программы явно получше; она транслируется на регионы; интервьюируют в ней отнюдь не последних людей, включая председателя Совета Федерации; ведущие сами постоянно демонстрируют свой антисемитизм и старательно провоцируют на это своих собеседников. Столь же беспрепятственно работает «Народное радио», по которому не раз звучали антисемитские выступления.
Прилив энтузиазма у российских антисемитов вызвали скандальные декабрьские высказывания нового президента Ирана. Русский общенациональный союз даже провел митинг солидарности у иранского посольства с целью «осуждение политики Израиля и мирового еврейства».
Явная безнаказанность антисемитской пропаганды привела к ее заметному росту к концу года. Скандал вызвала попытка скульптора Клыкова поставить памятник древнерусскому князю Святославу, попирающему хазарина, на щите которого была изображена звезда Давида
[3]. Необычно много антисемитских книг было представлено на ежегодной книжкой ярмарке в Москве. В Общественную палату, формируемую прямо или косвенно Президентом, был включен писатель Валерий Ганичев, известный еще в советское время как лидер полуофициальной антисемитской «русской партии». Видимо, и нападение на московскую синагогу в январе 2006 года (восемь человек были ранены) является естественным следствием нового подъема публичного антисемитизма.
Следует отметить зачастую неадекватные и подстрекательские выступления некоторых мусульманских деятелей России. Мало того, что основные мусульманские веб-сайты традиционно приравнивают сионизм к расизму, сайт «Ислам.Ру» пишет название страны Израиль только в кавычках и т.д. Заявление раввина Берла Лазара после взрывов в Лондоне, в котором он призвал к «войне на уничтожение» против исламистских террористов, для которых не пожалел негативных эпитетов, вызвало ответное заявление председателя Духовного управления мусульман Поволжья Мукаддаса Бибарсова. В нем раввин Лазар был совершенно безосновательно обвинен в возбуждении ненависти к мусульманам «в лучших фашистских традициях» (кстати, в недавнем прошлом Бибарсов восхвалял шейха Ясина). К муфтию Бибарсову присоединился также муфтий Исмагил Шангареев.
Антисемитизм, как и другие формы ксенофобии, используется не только против евреев, но и как диффамационный инструмент в политической борьбе.
Так, в январе в Орле активисты РНЕ распространяли антисемитскую листовку, направленную против губернатора Егора Строева. Пример характерен тем, что Строев не только не еврей, но и отнюдь не является политическим либералом, каковых националисты часто ассоциируют с евреями. Но для пропагандистских нужд этим можно и пренебречь; достаточно того, что Строев резко отзывался об РНЕ, а в области судили членов этой организации. (Кстати, в Орле дошло до прямых угроз судье со стороны РНЕ, что для практики российских радикальных групп - большая редкость.)
Примерно тогда же в Москве Станислав Терехов, выступая на так называемом Всероссийском офицерском собрании, помимо собственных рассуждений об «иудонацизме», приписал антисемитские обороты генерал-полковнику ФСБ Виктору Черкесову. Правда, в этом случае скорее можно предположить не стремление очернить генерала, а неосознанное приписывание ему собственных мыслей.
Неоязыческая группировка «Духовно-Родовая держава Русь» вынесла даже несколько смертных приговоров за «иудонацизм» высокопоставленным чиновникам правительства, а президента Путина назвала «холуем иудонацизма». Практика виртуальных «смертных приговоров», можно сказать, «вошла в моду» у национал-радикалов после убийства этнолога и антифашиста Николай Гиренко в 2004 году. Не следует думать что эта группировка - лишь безобидные сумасшедшие; она причастна к нападениям на представителей этнических меньшинств в Краснодарском крае. Уже в марте 2005 г. лидер группировки Олег Попов был задержан.
Антисемитские листовки использовались также в ходе избирательной кампании в сентябре во Владимирской области.
Антисемитские нападения
Нападения на евреев, явно мотивированные расистскими чувствами и идеями, довольно редки на фоне стремительно растущего расистского насилия в России. И это понятно: расизм скинхедов направлен преимущественно на другие этнические группы, да и не всегда просто вычленить еврея в московской толпе. Исключением стала серия из нескольких нападений в районе синагоги в Москве в районе Марьиной Рощи зимой 2004-05 года. В частности, был избит раввин Александр Лакшин. После нападения на раввина, к тому же - гражданина США, правоохранительные органы быстро нашли нападавших. Они были отданы под суд и нападения в районе прекратились.
Всего нам известны в 2005 году три явно антисемитских нападения на людей и четыре случая грубых публичных оскорблений и угроз насилием (это меньше, чем в 2004 году). В частности, 1 октября в Курске неизвестные пытались посредством угрозы теракта сорвать концерт еврейского хора под руководством Михаила Турецкого. Что же касается антисемитских граффити на здании театра, то М.Турецкий сказал, что такие формы неприятия его хора ему уже привычны.
Действительно, вандализм в отношении еврейских религиозных и культурных объектов встречается довольно часто, хотя и несколько реже, чем в 2004 году. Но важно подчеркнуть, что эти атаки в ряде случаев создают и прямую угрозу людям.
Ранним утром 1 января была подожжена синагога в подмосковском поселке Салтыковка. К счастью, пожар быстро заметили и потушили, и спавшие в здании люди не пострадали. (Скорее всего, в результате поджога сгорела другая подмосковная синагога - 10 мая в поселке Малаховка.)
3 февраля группа молодых людей вошла в синагогу «Шамир» в Москве и стала прямо угрожать насилием и убийством; однако, до насилия дело все-таки не дошло, и нападавшие были задержаны милицией.
24 февраля неизвестные подожгли дверь квартиры одного петербургского пенсионера-еврея (точнее, внешнюю дверь коммунальной квартиры, в которой он жил). Выгорела часть квартиры. Антисемитский характер акции явствовал из оставленных в подъезде надписей.
В ночь с 9 на 10 июля в Пензе молодые люди, похожие на скинхедов, подожгли здание, где расположен Центр еврейской религии и культуры «Атиква». Находившиеся в Центре люди потушили пожар.
30 июня двое молодых людей устроили погром в кошерном магазине в Марьиной Роще, расположенном недалеко от еврейского общинного центра. Одетые в противогазы, с огнетушителем и муляжом автомата Калашникова в руках, погромщики распылили пену огнетушителя прямо на прилавки с товаром.
Расписывание свастиками и соответствующими лозунгами и угрозами синагог и еврейских общинных и культурных учреждений, а также битье окон имело место в феврале в Москве, в марте в Петрозаводске и в Самаре, в июле в Таганроге, в июне и в августе во Владимире, в сентябре в Нижнем Новгороде, в октябре в Боровичах (Новгородская область). А в апреле в Твери антисемитские надписи появились на католическом храме (вместе с изображением креста; вероятно, действовали радикальные неоязычники).
Продолжались и акты вандализма на еврейских кладбищах (или на явно еврейских могилах на общих кладбищах) - примерно столько же эпизодов, как и в 2004 году. Такие акции были зафиксированы в мае в Москве и Казани, в августе в Твери и в Тамбове, в сентябре в Великих Луках (Псковская область), в октябре в Петербурге, в ноябре (или в конце октября) недалеко от Ижевска.
Всего, мы зафиксировали в 2005 году 27 нападений на те или иные еврейские объекты.
Не всегда, конечно, есть достаточные основания квалифицировать инциденты, в которых так или иначе пострадали евреи, как антисемитские. Например, неясен мотив ночного битья витрин в кошерном ресторане «Шолом» в Петербурге в сентябре и октябре.
Хакеры, связанные с группировкой Славянский союз, взломали в 2005 году целый ряд сайтов своих противников, в том числе в июне - сразу два значительных еврейских сайта - популярный еврейский портал Jewish.ru и сайт Агентства еврейских новостей.
Антисемитские инциденты с участием высокопоставленных представителей исполнительной власти, по понятным причинам, редкость. В 2005 году, в отличие от предыдущего, серьезных случаев мы не зафиксировали.
25 марта находясь экс-губернатор Калининградской области, сопредседатель движения "Рубеж Родины" Леонид Горбенко во Дворце культуры моряков г.Калининграда устроил пьяный скандал на «Балу прессы»: кричал, что «жиды продали Россию» и т.п. Но все-таки, Горбенко - уже не губернатор.
Антисемитизм в исполнении депутатов федерального и регионального уровня встречается, естественно, чаще. Помимо 19-ти депутатов Государственной Думы, подписавших «письмо 500-т» (а ведь среди них не было ни одного депутата партии Жириновского, в которой антисемитизм - не редкость), стоит отметить таких не рядовых людей, как заместитель председателя Тульской областной думы Владимир Тимаков или заместитель председателя Законодательного собрания Владимирской области Александр Синягин, также позволявших себе открытые антисемитские выступления.
Неудачным оказалось сотрудничество с исполнительной властью для депутата тверского областного законодательного собрания и доктора филологических наук Владимира Юдина, ранее известного защитой неонацистов в суде: он летом издал свою антисемитскую книгу «С чего начинается Родина…» при поддержке областной администрации. Но после протестов коллег Юдина по Тверскому университету и местной еврейской общины тираж был изъят.
Противодействие со стороны государства
Противодействие антисемитской пропаганде в современной России остается довольно слабым. Публичные антисемитские выступления столь многочисленны, что их не имеет смысла перечислять, и сами по себе они не привлекают внимания правоохранительных органов. Если же еврейские или иные общественные организации призывают прокуратуру заводить в таких случаях уголовное дело, оно чаще всего так и не заводится, а если и заводится, то редко доходит до суда.
Нападения и вандализм также остаются безнаказанными. Исключением являются скандальные дела, как нападение на раввинов в январе; в этом случае двое нападавших были осуждены на четыре и полтора года лишения свободы. Суд, однако, не признал мотива ненависти в их преступлении, и это решение было уже довольно нетипично для 2005 года (по сравнению с другими приговорами по аналогичным делам), в отличие от предыдущих лет.
Речь идет также и о простой неэффективности правоохранительных органов: например, в январе в Москве публично презентовал свою брошюру «Иго иудейское» находящийся с прошлого года в федеральном розыске Борис Миронов.
Возникает впечатление, что действует политика «очень ограниченного давления» в отношении даже самой грубой антисемитской пропаганды (скорее всего, эта политика не является следствием какой-то директивы, но сложилась естественно). Например, газета (и сайт) «Русь православная», начиная с публикации «письма пятисот» ведет такую пропаганду все более решительно. Газета получала предупреждение о нарушении закона, пренебрегла им - и никаких юридических последствий это не имело (как и в других подобных случаях за последние годы; за вычетом политически мотивированного и не имеющего отношения к антисемитизму дела газеты «Генеральная линия»). В конце года был конфискован тираж газеты, но, опять же, никаких обвинений никому предъявлено не было.
Еще один показательный случай – отказ прокуратуры в возбуждении уголовного дела по факту публикации в псковской областной прессе «Катехизиса еврея в СССР», известной с советских времен антисемитской фальшивки, за издание которой еще в 1995 году был осужден известный антисемит Виктор Корчагин.
В целом, 2005 год принес, впервые за постсоветский период, качественный прирост приговоров за пропаганду ненависти. В целом, за это (а не за насильственные деяния) по ст. 282 УК было осуждено 13 человек, причем шестеро понесли какое-то реальное наказание (от штрафа до кратковременного лишения свободы). Мы не можем наверняка сказать, в скольких из этих дел фигурировали антисемитские материалы. Похоже, лишь в очень немногих. В частности, в феврале в Сыктывкаре был осужден на год лишения свободы условно студент, ведший неонацистскую, в том числе и антисемитскую пропаганду, на своем веб-сайте.
В конце 2005 года процесс расследования деятельности антисемитских агитаторов, похоже, активизировался. В частности, снова было предъявлено обвинение по ст. 282 УК главе издательской группы «Русская правда» Александру Аратову.
Особо следует отметить приговор «группе Пекина» в Новгороде. Там в мае трое распространителей антисемитского бюллетеня «Новгородец» были не только осуждены, но и признаны - впервые в России - «экстремистским сообществом» в соответствии со ст. 2821 УК, введенной в 2002 году, но с тех пор примененной всего дважды. Все трое получили условные приговоры (что, в общем, соответствует не столь значительной тяжести их деяния), но зато им на три года было запрещено заниматься распространением СМИ, а самому Михаилу Пекину - еще и заниматься журналистской деятельностью. Увы, этот образец правосудия почти не нашел пока последователей.
Сам по себе условный приговор, без наложения ограничений, не останавливает пропагандистов. Это хорошо было видно в прошедшем году на целом ряде примеров, включая уже упомянутого Виктора Корчагина (на последнем процессе он был освобожден от наказания, так как суд неправомерно учел срок давности) или менее известных, но тоже очень активных издателей - хабаровского Сергея Лукьяненко, новгородского Павла Иванова, новосибирского Игоря Колодезенко.
Что касается деятельности ультранационалистических организаций, в том числе и явно антисемитских, то органы прокуратуры и юстиции ликвидировали некоторое их количество в 2004 году, но в 2005 году эта практика сошла нет.
Выводы
Во второй половине 90-х и в первой половине нового десятилетия антисемитизм все более уступал иным фобиям и в массовом сознании россиян (судя по социологическим опросам), и в пропаганде националистов. Антисемитизм был достаточно сильно табуирован в широкой общественной дискуссии в сравнении с другими социальными фобиями. Особенно успешно стала институциализироваться этническая ксенофобия в форме мигрантофобии, более приемлемой для общественного сознания. В мигрантофобию никак невозможно было включить антисемитизм. Но все же он не оказался вытеснен на обочину. Антисемитизм, всегда являвшийся важнейшим идеологическим основанием русского этно-национализма, взял реванш в 2005 году: «письмо пятисот» и последовавшие события вывели антисемитизм снова на передний план. Более того, его табуированность была прямо поставлена под сомнение. И пока трудно сказать, как будет развиваться эта тенденция.
Необходимо отметить, что явный рост антисемитской пропаганды «компенсировался» в 2005 году меньшим количеством антисемитских нападений разного рода.
Правоохранительные органы, озаботившиеся наконец, ростом агрессивной ксенофобии и начавшие ее преследовать (это относится к санкциям в адрес отдельных личностей; ультра-националистические организации и СМИ в 2005 году никто не ликвидировал), почти не делают этого именно по отношению к антисемитизму. Из двух вынесенных в 2005 году приговоров за кладбищенский вандализм также ни один не относится к осквернению еврейских могил.
Зато политики «партии власти» по-прежнему отвергают антисемитизм, пусть даже за счет того, что смиряются с другими формами этно-ксенофобии. Провозглашенный «Единой Россией» уже в начале 2006 года «антифашистский пакт» явно заключается против «Родины» и КПРФ, идеологических националистических партий, причастных к «письму пятисот». Зато пакт подписала ксенофобная, но не имеющая внятной идеологии партия Жириновского, чья ксенофобия на евреев направлена сравнительно редко. Для «Единой России», очевидно, это выгодный политический маневр; и этот очевидно прагматический характер «антифашистского пакта» сильно его обесценивает.
С другой стороны, высокий статус депутатов Государственной Думы автоматически вовлекает даже явных и радикальных антисемитов в ряды респектабельных политиков. «Родина» и КПРФ и ее антисемитские депутаты представлены на разных уровнях. Обе партии представляют себя как оппозиционные, поэтому они участвуют в совместных мероприятиях с демократической оппозицией. Дошло даже до того, что на первом же съезде демократического Объединенного гражданского фронта (Гарри Каспарова и Ирины Хакамада) в феврале 2006 г. в качестве гостя присутствовал ультра-националистический идеолог «Родины» и подписант «письма пятисот» Андрей Савельев.
Иначе говоря антисемитизм по-прежнему провозглашается категорически неприемлемой общественной позицией, но люди и группы, стоящие на этой позиции, уже не столь безусловно отторгаются во всех частях политического спектра, как несколько лет назад.
[1] «Шульхан Арух» - свод еврейского религиозного права, был составлен в XVI веке и является сильно сокращенной компиляцией средневековых комментариев к Талмуду. «Кицур Шульхан Арух» - это решительно сокращенный трактат XVI века, вышедший уже в XIX веке. В Германии и затем в России уже в конце того века искаженный перевод этой книги использовался в антисемитской пропаганде. См. основные материалы
здесь.
[2]Подробнее см. в: Кожевникова Галина.
Язык вражды через год после Беслана.
[3]Верхушка средневекового Хазарского каганата приняла иудаизм, но звезда Давида в те времена не использовалась. Противостояние Руси, еще языческой, с хазарами впоследствии было интерпретировано как борьба с иудаизмом. Клыков под давлением с разных сторон в конце концов убрал звезду Давида с памятника.
15.03.2006 11:52
Источник