Владимир ПРИБЫЛОВСКИЙ
ФАШИЗМ И ПОГРАНИЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
[неопубликованный текст 1998 года о фашизме/нацизме в России]
В современной науке существуют разные взгляды на объем и содержание термина "фашизм".
Среди западных историков и политологов довольно широко распространена точка зрения, что не существует и не существовало такого единого общественного или идеологического явления как "фашизм", а было несколько различных явлений: итальянский фашизм, германский национал-социализм, испанский фалангизм и т.д., которые можно поставить в один ряд со всеми другими политическими течениями двадцатого века: русским большевизмом, аргентинским перонизмом, французским голлизмом, шведским социализмом, но нет оснований выделять их в какую-то узкую общность, так как различий между любыми двумя системами окажется больше, чем сходства.
Есть и другой подход: фашизм - это некоторая группа типологически сходных и родственных идеологий, у которых внутренней общности больше, чем различий. Ее можно описать как единую идеологическую и политическую систему, отличную и от правоавторитарной, и от коммунистической, и от социал-демократической, и от либеральной, и от консервативной. При этом коммунизм и фашизм иногда объединяют - и не без оснований - в рамках понятия "тоталитаризм", подразделяемый в таком случае на два подварианта: фашизм - "правый" подвариант тоталитаризма, коммунизм - "левый", фашизм - националистическая версия тоталитаризма, коммунизм - космополитическая версия, интернационалистическая.
Наряду с этими двумя академическими подходами (из которых я лично склоняюсь ко второму), имеет место еще и третье - отчасти бытовое, отчасти пропагандистское представление о "фашизме": фашизм - это все, что нам не нравится, все "очень плохое". Соответственно, коммунисты именуют фашистами своих противников из либерального или националистического лагерей, либералы - коммунистов и националистов, националисты - либералов. (В европейских языках русскому ругательству "фашист" полным аналогом является слово "наци").
В современной российской публицистике, к сожалению, преобладает именно третий подход. Либерально ориентированные авторы постоянно ставят клеймо "фашизм" или "нацизм" на любых русских этнических и имперских националистах.
Разумеется, фашистами почти непременно именуют антисемитов (между тем, антисемитизм - гораздо древнее фашизма, и если римский император Нерон или российский император Александр III были антисемитами, то это не значит, что они были фашистами).
В России существует более ста политических организаций этнократического или империалистического толка, наиболее частым самоназванием которых является "национал-патриоты". Большинство этих организаций можно охарактеризовать как "праворадикальные", но некоторые из них настаивают на своей "левой" идентичности (например, Державная партия Терехова или лимоновское крыло Национал-большевистской партии Лимонова-Дугина).
Вышесказанное, однако, не означает, что фашизма (в академическом значении этого слова) в России как идеологии или политического течения не существует. Он существует. Из сотни национал-патриотических право-радикальных организаций что-то около 15-ти или 20 вполне можно охарактеризовать как фашистские или, по крайней мере, околофашистские. Из этих 15-20 примерно 10-12 сами согласны с тем, что они фашисты. Тут бывают вариации: Виктор Якушев (фюрер Национал-социального союза), сидящий сейчас по обвинению в рэкете, называл себя просто фашистом; Дмитрий Васильев (воевода Национально-патриотического фронта "Память") - православным монархо-фашистом; Александр Баркашов (вождь "Русского Национального Единства") - нацистом ("Я не фашист, я - национал-социалист").
Что такое исторический фашизм, если обобщить основные черты сходства в идеологии и практике Муссолини, Гитлера, Салазара, раннего Франко и их менее известных или менее удачливых (в смысле прихода к власти) аналогов?
1)Этнический национализм, носящий мистический характер; национальный солидаризм.
2)Агрессивная расово-этническая ксенофобия (антисемитизм - частный, хотя и самый распространенный случай такой ксенофобии).
3)Вера в государство, мистический этатизм (сам Муссолини именно это назвал "тоталитаризмом").
4)Вера в конструктивные возможности политического насилия; идея "консервативной революции".
5)Идея расширения "жизненного пространства" нации, внешнеполитический экспансионизм, империализм.
6)Вера в вождя, радикальный авторитаризм.
7)Социальный патернализм.
8)Корпоративизм; стремление законодательно закрепить структурирование общества по профессионально-корпоративному признаку.
9)Ориентация на "традиционные ценности" (семья, религия, традиционная мораль).
10)Милитаризм.
11)Антипарламентаризм.
Строго говоря, определяющими являются первые четыре-пять признаков, остальные - производные от них или дополнительные.
Сочетание радикальных форм этнонационализма, расизма, этатизма и политического насилия как метода достижения цели уже дает фашизм.
Степень "накала", радикализм вышеперечисленных признаков и "симптомов" - очень важная вещь. Умеренность националистических или этатистских взглядов деятеля или организации уже исключает рассмотрение вопроса об их "фашизме".
Жириновский, например, не фашист (и никогда им не был - как бы не пугали им детей либералы в 1993 году, оправдывая свое пресмыкательство перед ельцинской номенклатурой) . На сегодняшний день лидер ЛДПР - радикальный этатист, можно сказать - империалист, но по остальным параметрам до фашизма он не дотягивает.
Геннадий Зюганов, далеко ушедший от коммунизма-марксизма (который, как известно, предполагает обязательный "пролетарский интернационализм"), все более и более тяготеет ко вполне буржуазному и окрашенному в квазирелигиозные тона национал-этатизму (в духе "Духовного наследия" Алексея Подберезкина, оседлавшего зюгановскую компартию). Но хотя заимствования в теоретических построениях Зюганова и Подберезкина из протонацистского мыслителя Карла Хаусхофера очевидны, обвинять КПРФ и Народно-патриотический союз России (НПСР) в национал-социализме (даже и с "человеческим лицом" Подберезкина) рановато: недостаточно радикальны. То же самое относится и к Конгрессу Русских общин (КРО) Дмитрия Рогозина - умеренный, тепло-хладный национализм, осторожно-пугливый империализм.
И более откровенные националистические и национал-империалистические течения (от Русского Национального собора Александра Стерлигова до "Державы" Александра Руцкого) являются несомненными противниками демократии. Но не стоит путать шакалов с драконами. Это другая идеология: чреватая не тоталитарной диктатурой Гитлера и Муссолини, а скорее хунтой афро-испано-латиноамериканского образца - авторитаризмом без больших претензий и с очень малыми возможностями.
Что касается политически слабой авторитарной диктатуры - типа современных африканских или латиноамериканских недавнего прошлого - то это вполне реальная для России (как страны третьего мира) перспектива. Только гораздо бОльшие шансы установить авторитарную диктатуру африканского типа имеют не маргиналы-националисты, а ельцинская космополитически-компрадорская бюрократия (например, ее "силовая" составляющая).
Собственно фашисты в России - это пока тем более маргиналы. Претензии у них бодливые, но рога не велики.
Это относится и к самой крупной и известной из организаций, откровенно опирающейся на наследие гитлеровской НСДАП - РНЕ Баркашова, не говоря уже о Народной Национальной партии (ННП) Иванова-Сухаревского (газета "Эра России" и журнал "Наследие предков"; оба издания под редакцией Владимира Попова), Русском Национальном союзе (РНС) Алексея Вдовина - Константина Касимовского (газета "Штурмовик", журнал "Нация"), "Союза Венедов" Виктора Безверхого и Евгения Соколова (газета "Родные просторы") или полураспавшемся "Национальном фронте" Ильи Лазаренко (газеты "Наш марш" и "Народный строй").
Столь же маргинальны и группы, попадающие под вышеназванный перечень признаков с некоторыми оговорками: дугинское крыло НБП (поклонники Гиммлера, Серрано и Эволы), Руская партия (вполне фашистская в петербургском варианте Николая Бондарика, но умеренная или замаскировнная под умеренность в московском варианте Владимира Милосердова), две конкурирующие Национально-республиканские партии (Лысенко - ориентация на Муссолини и Салазара; Беляева - скорее на Гитлера). Фашистской идеологией заражены банды скинхедов - бритоголовой расистской молодежи, терроризирующие в Москве и некоторых других городах студентов из африканских и азиатских стран (в России скинхедов меньше, чем в Германии, но в отличии от Германии их нападения не пресекаются правоохранительными органами и не наказываются).
Скорее пограничными с фашизмом, чем собственно фашистскими являются группы и издания, специализирующиеся на антисемитизме: "Русская Правда" Александра Аратова (Москва), "Черная Сотня" (газета и одноименная организация) Александра Штильмарка (Москва), "За Русское Дело" Олега Гусева (Санкт-Петербург) и "Наше Отечество" Евгения Щекатихина (Санкт-Петербург). Антисемитские материалы занимают в этих изданиях такое место, что другие нюансы идеологии трудно разглядеть.
Впрочем, "Черная Сотня" помимо антисемитизма отличается также монархизмом и православным фундаментализмом в самых архаичных формах и в этом смысле ближе к черносотенным организациям начала века, чем к фашизму. "Русская Правда" - напротив, антихристианская и проязыческая газета; то же самое можно сказать о газете "За Русское дело!". Полного набора признаков фашизма они не несут; в наличии имеются только два: радикальный этнонационализм и ксенофобия/антисемитизм - причем второй у них всех скорее на первом месте.
Маргинальность не означает безвредность. И Муссолини, и Гитлер, и Освальд Мосли начинали как маргиналы. Первые наделали бед в мировом масштабе, третий остался занимательной, но не очень важной страницей в многотомной английской истории.
Баркашов скорее всего не станет фюрером Российской Федерации, но влиятельные деятели уже пытались использовать его в своей крупной политической игре. И если попытка Руцкого-Хасбулатова в сентябре-октябре 1993 года использовать боевиков Баркашова как прямое орудие в борьбе за власть потерпела неудачу, то косвенное использование жупела РНЕ со стороны противоположного, президентского лагеря - как оправдание силовых действий - имело полный успех в общественном мнении.
Фашистские и околофашистские организации, даже не будучи сами по себе реальными претендентами на власть, отравляют общество идеологией насилия, вносят свой вклад в нарастание криминального хаоса, в "африканизацию" политики и экономики, способствуют выталкиванию страны с общечеловеческого (западного) пути на криминально-бюрократическую, авторитарно-олигархическую обочину.
Март 1998
[более пространная (но и более фактически устаревшая версия) опубликована в 1997 году в журнале "Диагноз" под названием "Типологическое древо фашизма"]